Он не помнит
Надеюсь, что память о вас не умрет (с) Танос
Он просыпается, встает с постели, потягивается, разминает плечи, подходит к окну и раздвигает шторы. Смотрит на мир, тот смотрит на него в ответ. Он не может понять. У него такое чувство, что он что-то забыл. Что-то важное. То тем он был или то, что происходило до этого дня?
Он не помнит.
Хочет, но не может.
Память разорвана на тонкие, словно паутинка, нити.
Это повторяется день ото дня. Снова и снова. Кажется, что кто-то отнял память. У него или у всего мира — это то, что предстоит ему выяснить.
Кажется, что где-то там в памяти, которой нет — он был кем-то другим. Чем-то другим.
Осталась какая-то странная привычка: бегать по утрам, собирать себя, словно солдат.
Может, он им и был? А память отшибло на войне? Но что за сражение? Об этом ни строчки ни в одной газете. Он проверял.
Он не знает, как его зовут. Имя в документах — чужое, непривычное и нелепое. У него есть хорошая работа, любимая девушка. Но такая ли она любимая и правильная? И он не знает о ком говорит.
Ему кажется, что каждое утро он от чего-то бежит. Как будто за ним гонится страшный невидимый зверь и, если он остановится — угодит в цепкие лапы, готовые его разодрать.
Вернуть память — вернуть себя.
Знак равно прилагается.
***
Они встречаются на кладбище.
Он не знает чья это могила.
Имя стерто.
Но каждое гребанное воскресенье он приходит, смотрит на надгробную плиту и ждет знак от памяти. Та насмешливо молчит.
Под деревом сидит незнакомка, у нее в руках книга, которую она читает вверх ногами и пристальный взгляд на его спину, который он ощущает.
Он не решается с ней заговорить ни в первую, ни в пятую, ни на семнадцатую встречу. Он считает.
Такое чувство, что в этом молчании куда больше слов, чем они способны высказать.
***
Он решает прийти в другой день, чтобы проверить — будет ли незнакомка на кладбище.
Он выбирает среду. В привычное время подходит к могиле, к которой его почему-то тянет и оглядывается вокруг. Ее нет.
Слева от него стоит мужчина в солнцезащитных очках, руки в карманах широких штанов, тот переминается с носка на пятку и смотрит поверх могилы.
Мужчина замечает его взгляд и оборачивается. Несколько секунд смотрят друг на друга и уходят в разные стороны.
Они ведь не знают друг друга. Просто незнакомцы на кладбище.
***
Ему становится интересно. Такое себе странное исследование: если он придет еще в какой-то день недели, кто будет у соседних могил?
В пятницу приходят двое: хмурый мужик и гиперактивный мальчик. Они стоят у соседних надгробий, мальчишка время от времени что-то возбужденно говорит, а мужчина молча убивает его взглядом.
Мужчина достает пачку сигарет, вынимает одну и подкуривает.
— Ты недостаточно мертв? Хочешь убить еще и свои легкие?
Тот в ответ выпускает дым в сторону мальчишки.
Он наблюдает за ними из-за дерева, слышит каждое слово и думает о том, что те знакомы. Но он не понимает — познакомились сейчас или были знакомы всегда.
***
Он приходит каждый день. Забыв про работу, про любимую девушку, которая кажется чужой и ненастоящей. Возле могил со стертыми именами стоят разные люди.
Они стоят у надгробных плит и складывается впечатление, что тут собрались признаки прошлого.
В понедельник приходит мужчина с повязкой на правом глазу. Тот задумчиво трет бороду, ходит кругами вокруг могилы, словно в поисках чего-то.
Во вторник он встречает мужчину, чьи виски притрушены сединой, с пронизывающей болью в глазах и в сотнях маленький шрамов лицо. Он успевает рассмотреть все.
В четверг на кладбище он встречает девушку в красном пальто, с задумчивым взглядом и повторяющую себе под нос, странные слова:
— Потеряла, словно половину себя.
В субботу он встречает мужчину с детьми, те спокойно стоят рядом и смотря на отца. Тот в свою очередь изучает могильную плиту, пытаясь понять, чье имя на ней выгравировано. Бросает взгляд на него, берет детей за руку и уводит.
Он знает, что это что-то значит, но пока не понимает, что.
***
В одно из воскресений — на тридцати седьмую встречу — он заговаривает с незнакомкой.
— Почему вы сюда приходите?
Она поправляет белую, словно покрытую пеплом, прядь волос и отвечает:
— Не знаю. Просто тянет. Что насчет вас?
— И меня сюда тянет, — он садится возле нее на траву. — Это похоже на безумие.
— Если я сюда не прихожу, меня мучают кошмары. Снова и снова, один и тот же сон.
— Мне снится война, которой не было. — Он устало трет глаза. — Словно я сражаюсь за что-то. Погибают люди, я знаю, что они мне дороги, но лиц — не вижу.
— А мне снится занятие в балетной школе, там говорят на языке, который я не понимаю. Все хорошо, пока не появляется он — тот, кого я не могу рассмотреть. Он переносит меня в другое место и учит убивать.
Они молчат некоторое время, а после меняют тему.
***
Он приглашает ее на кофе, хочет узнать ближе. Словно общение с ней ему что-то объяснит. Он воспринимает ее, как недостающий пазл.
— Такое чувство, что я живу чужой жизнью, — он ловит ее взгляд. — Все не мое.
— Даже имя кажется чужим, — она согласно кивает. — Словно я забыла что-то важное и никак не могу вспомнить что.
— Мне казалось, что кладбище подскажет ответ, раз меня так тянет на могилу со стертым именем. Ничего.
— Иногда мне кажется, что эта могила — моя. Той, кем я была раньше.
Он согласно кивает.
Такое чувство, что кто-то похоронил их заживо, стер из истории и выбросил в чужой мир за ненадобностью.
***
Они встречаются не только на кладбище в воскресенье, но и трижды в неделю на кофе. Говорят о разном и пытаются понять: почему их тянет на могилы со стертыми именами и как им вернуть себя.
Ему кажется, что он знал ее раньше. Возможно, это игра подсознания, но рядом с ней все становится реальным. Он чувствует влечение к ней. Нравится смотреть за тем, как она пытается скрыть улыбку, как что-то знакомое, словно искорки жизни, мелькают в ее глазах. Он, как истинный джентльмен, провожает ее до двери, целует руку на прощание и не поднимается на чай.
Сегодня ему хочется ее удержать. Он касается ее руки и притягивает ее к себе. Она искренне улыбается ему.
Его губы осторожно касаются ее губ. Он не хочет испортить момент.
Вместо этого перед глазами вспышки — словно кадры из прошлого.
Тонкие, словно паутинка нити памяти восстанавливаются.
Он все вспоминает.
— Наташа?
— Стив…
Он, что есть сил, обнимает ее.
***
Стив с Наташей приходят на кладбище в пятницу. Баки всегда превыше всего и всех. Ведь теперь, когда он помнит, для него дело чести — вернуть другу память.
Когда они подходят к Баки и Питеру, те осмысленно на них смотрят.
— Баки?..
— Ты вспомнил, — Стиву, кажется, что в голосе друга ни грамма радости, а в глазах лютый мороз.
— Ты вернул себе память и ничего не сделал для других? — удивленно спрашивает Роджерс и бросает взгляд на стоящих недалеко от них Наташу и Питера.
— Мы с Питером вспомнили. — Баки делает ударение на имени, ища что-то в карманах. — Лучше не помнить.
— Мы должны вернуть память всем.
— Ты не можешь решать за всех! — зажигалка в руках Барнса дрожит.
— Что если они хотят вспомнить, но не могут?
— Стив, ты не Бог, ты — Капитан Америка. Твоя роль — спасать мир. Ты не можешь заставлять вспоминать о войне, тех, кто не хочет. — Баки выбрасывает не подкуренную сигарету.
— Баки, ты не понимаешь!
— Это ты не понимаешь! Мы с Питером ни один день говорили об этом. Некоторым лучше не помнить. Я бы хотел не помнить кем был.
— Мы должны спасти мир, — стоит на своем Стив.
— Мои руки в крови, — Баки смотрит на свои ладони. — И знаешь, друг, я бы хотел об этом не помнить. Я не сошел с ума, только из-за того, что рядом Питер. — Барнс ловит взгляд Стива. — Ты не можешь обрекать на это всех остальных.
— Мы несем ответственность за этот мир.
— Никакой мир не стоит того, чтобы кормить его кусками своего сердца, — Баки раздавливает тяжелым армейским ботинком сигарету у ног и уходит, оставляя Стива с его вечным желанием спасать мир.
Наташа тихо подходит к нему, осторожно кладет руку на плечо и сжимает.
Она рядом.
Это то, что дает Стиву силы.
Стив берет Наташу за руку и ведет прочь с кладбища, проходя между надгробных плит, на четверых уже есть надписи: «Капитан Америка», «Черная вдова», «Зимний солдат» и «Человек-паук».
Команда из призраков прошлого возвращается.
Почти в полном составе.
***
Каждый приходит на свою могилу. К тому, кем он когда-то был.
Они мертвы — пока о них не помнят.
Картинка из людей, которых он видел раньше складывается. Стив хочет напомнить другим, кто они есть и кем были. Он же, Танос его дери, Капитан Америка, он так просто не сдается.
Это приказ, который он отдал себе сам. И Капитан Америка сделает все, что в его силах и даже больше, чтобы спасти собственный мир и значимых людей.
Пока Кэп помнит — мир может спать спокойно.
Скоро вспомнят и остальные Мстители.
Стив еще не знает, что ему делать, но обязательно выяснит.
Тони
Тони работает в крупной корпорации, создается нано-технологии и чувствует себя вполне счастливым. У него есть все, что только может пожелать человек. Даже странная, необъяснимая тяга к походу на кладбище каждую среду. Он некоторое время стоит у могилы без имени и уходит. Объяснения этому у него нет.
Пока в привычный порядок вещей не вмешивается незнакомец. Тот выглядит усталым, потрепанным жизнью, но с какой-то надеждой в глаза. Тони успевает это отметить.
— Добрый день.
— Привет, — Тони кривит губы в усмешке.
— Меня зовут Стив. — Он протягивает руку. — Тебе не кажется странным то, что каждую среду ты приходишь к могиле, на которой стерто имя?
— Не во всем есть смысл, — Тони пожимает плечами. — Возможно, это что-то значит, а может и нет.
— Тебя все устраивает?
— Да. — Тони кивает. — Определенно. У меня хорошая работа, я делаю, то, что мне нравится. Почему я должен быть недоволен?
— Разве тебе не кажется, что ты живешь чужой жизнью?
— Нет.
— Я должен тебе это рассказать, — Стив выдыхает.
И он начинает говорить, погружая Тони в свои воспоминания о нем, заворачивая его в одеяло боли, притрушивая пеплом того, кем тот был. Он никак не реагирует. Внимательно слушает Стива и смотрит сквозь него.
Стив говорит и говорит, но реакции никакой. Неожиданно Тони его перебивает:
— Ты говоришь о каком-то незнакомом для меня человеке. Ты ошибся. Железный человек — не я.
— Мы сражались плечом к плечу!
— Нет. — Тони качает головой. — Ты сражался с кем-то другим. Мне жаль.
Тони надевает солнцезащитные очки, пожимает руку Стиву и уходит.
Ему нечего сказать.
***
Тони не хочет помнить. Тони хочет наконец-то отдохнуть. Он заслуживает отдых после всего того, что они пережили.
Стив должен принять и смириться с его выбором.
Не все хотят быть спасенными.
Прошлое никогда не отпустит Тони. Оно приходит на цыпочках во сны, превращая их в кошмарные воспоминания, отдающие фантомной болью в груди. Каждую ночь, снова и снова, щит пробивает его костюм, так же как воспоминания пронзают память.
Но Тони не хочет помнить.
И не помнит.
Н и ч е г о.